17 Май 2019

Консалтинговая компания BCG опубликовала аналитический отчет «Узбекистан: окно возможностей»

Благодаря реформам, Узбекистан становится одним из самых перспективных, хотя пока и недооцененных направлений для инвестиций в регионе Центральной Азии. Выиграют те инвесторы, которые успеют в течение ближайших двух лет использовать окно возможностей и занять наиболее привлекательные ниши.

УЗБЕКИСТАН КАК НОВЫЙ ФРОНТИР ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Инвестиционные перспективы Узбекистана в свете последних изменений в стране значительно расширились, считают эксперты компании BCG. В новом отчете «Узбекистан: окно возможностей» авторы анализируют возможности для инвестиций и предлагают ряд шагов, которые помогут инвесторам выстроить успешную стратегию и добиться устойчивых результатов. Инвестиционный потенциал Узбекистана на период следующих десяти лет достигает 65 млрд долл. США, из которых на несырьевые отрасли приходится до 20 млрд долл. США.

«Если скорость изменений и готовность к изменениям останутся столь же высокими, как в предыдущие два года, страна сможет предложить инвесторам интересные возможности для долгосрочных вложений, — сказал Рза Нуриев, партнер и управляющий директор, глава BCG в Центрально-Азиатском и Каспийском регионах. — Так, за очень короткое время Узбекистан смог сделать скачок со 166-го на 76-е место в рейтинге Doing Business. Положительное влияние на развитие страны оказывает и быстрый рост экономик соседних Китая и Индии, а интеграция и более тесное взаимодействие внутри региона Центральной Азии создает дополнительный потенциал для всех составляющих его стран наряду с Узбекистаном».

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ

Узбекистан может стать новым драйвером для привлечения прямых иностранных инвестиций и роста экономики в Центрально-Азиатском регионе (ЦА). Основные предпосылки для этого — большой внутренний рынок и рост численности платежеспособного населения, макроэкономическая стабильность, выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы и диверсифицированная структура экономики, устойчивый рост ВВП.

В Узбекистане – самое многочисленное в регионе население, 32,9 млн человек, что ненамного меньше всех других стран ЦА вместе взятых (38,9 млн чел.). К тому же, 72% населения – моложе 40 лет, а медианный возраст составляет 28 лет. Численность рабочей силы также самая высокая в регионе, 15,2 млн чел., что вместе с высоким уровнем грамотности обеспечивает инвестиционную привлекательность для трудоинтенсивных отраслей – горнодобывающей, текстильнойю, машиностроительной и сельского хозяйства,

Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают традиционные отрасли, а именно, нефтегазовая, химическая и горнодобывающая, сельское хозяйство и текстильная промышленность, а также новые перспективные направления – строительный, банковский и телекоммуникационный сектора и туризм.

Богатые природные ресурсы – золото, медь, уран – пока недостаточно разработаны. Например, занимая 10 место в мире по величине запасов меди, Узбекистан находится на 20 месте по их добыче. Иностранные инвестиции позволят привлечь новые технологии, ускорить разработку запасов и в конечном итоге стимулировать региональную экономическую активность, повысить занятость и уровень налоговых поступлений.

Экономика Узбекистана достаточно диверсифицирована: на долю отдельных секторов экономики приходится не более 20% ВВП. По данным Госкомстата Узбекистана, в 2018 году рост ВВП составил 5,1%, прогноз МВФ на 2019 г. также равен 5%.  Узбекистан занимает стратегическое местоположение в регионе ЦА и обладает развитой транспортной инфраструктурой.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ И МЕРЫ ДЛЯ ИХ УСТРАНЕНИЯ

По результатам опроса, проведенного BCG в 2017-2018 гг среди инвесторов в самые разные отрасли Узбекистана – сельское хозяйство, нефтегазовый сектор, финансы, технологии и ИТ, химический и фармацевтический сектор, пищевую промышленность, розничную торговлю и др. – был выявлен ряд барьеров. Для устранения этих барьеров Узбекистаном были начаты реформы по следующим направлениям:

  • репатриация прибыли; реформы по облегчению движения капитала;
  • упрощение процедур, регулирование и соблюдение законодательства, обеспечение равных условий для участников хозяйственной деятельности, повышение прозрачности;
  • повышение надежности подачи электроэнергии, газо- и водоснабжения, и упрощение их подключения;
  • устранение неравных таможенных условий для игроков на рынке, упрощение процедур таможенного оформления;
  • снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового режима.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Традиционные для страны отрасли, такие как нефтегазовая и горнодобывающая, сельское хозяйство и текстильное производство, уже занимают устойчивые позиции, но их инвестиционный потенциал еще не в полной мере реализован. В то же время такие мировые тенденции как цифровая трансформация, рост доходов населения, а также текущая демографическая траектория создают значительный потенциал развития в относительно новых для Узбекистана секторах — финансовом и банковском секторе, строительной отрасли, телекоммуникациях.

«В следующие десять лет инвестиционный потенциал Узбекистана составит 65 млрд долл. США, из которых на несырьевые отрасли приходится до 20 млрд долл. США. Для инвесторов важно не упустить время – ведь уже через пару лет ожидаемый возврат на инвестиции снизится, хотя и останется привлекательным», — отметил старший партнер и управляющий директор, председатель BCG Россия Владислав Бутенко.

ПЯТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Уникальное сочетание возможностей и вызовов делает сегодняшний Узбекистан фронтирной экономикой, привлекательной для инвестиций. Инвесторы могут достичь успеха в Узбекистане, сфокусировавшись на пяти стратегических приоритетах, выявленных в ходе анализа динамики развития страны и историй успеха местных и международных инвесторов:

  • выйти на рынок раньше, пока конкуренция во многих отраслях и сегментах еще невысока;
  • использовать местные знания и опыт, используя формат СП и местные кадры;
  • разработать адаптивную стратегию, для того, чтобы успевать ы на быстрые изменения;
  • полагаться в большей степени на людей, чем на капитал, что означает сохранение зависимости страны степени от трудоинтенсивных отраслей на ближайшее десятилетие в отличие от стран, уже совершивших или совершающих переход к цифровизации;
  • видеть в Узбекистане часть более обширной системы, что означает расширение возможностей за пределы одной страны. Например, Узбекистан может стать логистическим или телекоммуникационным хабом.

BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, входит в «большую тройку управленческого консалтинга».

Источник: kommersant.uz