Решением от 20 июля 2019 года Правление Центрального банка сохранило ставку рефинансирования без изменений на уровне 16% годовых
Данное решение Правления Центрального банка было принято на фоне сохраняющихся проинфляционных рисков, необходимости укрепления динамики роста доли и объёмов долгосрочных сберегательных ресурсов банков в условиях формирования предпосылок для переориентации источников их кредитных ресурсов из государственных средств в традиционные — рыночные.
В I полугодии т.г. реализовались отдельные инфляционные риски, приведенные в предыдущих двух пресс-релизах, в связи с чем, прогноз инфляции сохранился без изменений в пределах 13,5-15,5%.
Инфляция и инфляционные ожидания. В I полугодии т.г. потребительские цены по республике выросли на 5,6%, что на 0,6 п.п. ниже показателя соответствующего периода 2018 года.
Инфляционный тренд формировался под влиянием роста рыночных цен на продовольственные товары и услуги, а регулируемые цены на услуги и непродовольственные товары оказывали сдерживающие воздействие. Кроме того, перенос ранее объявленного повышения тарифов на энергоресурсы на более поздние сроки также способствовал формированию инфляции ниже ожидаемого уровня в рассматриваемом периоде.
Годовая инфляция к концу июня составила 13,6% и оставалась вблизи нижней границы базового прогнозного коридора. При этом годовая инфляция в течении последних 5 месяцев закрепилась в районе 13,5-13,7%.
Возросшее давление факторов спроса, подкрепленного опережающим увеличением кредитования и государственных расходов по сравнению с объемами производства, увеличение доходов населения и рост затрат на производство, в определённой степени усложняют задачу последовательного снижения уровня инфляции.
Продовольственная инфляция без учета плодоовощной продукции достигла локального пика в апреле, что было вызвано адаптацией цен к изменениям в налогообложении и повышением производственных затрат. Данные эффекты начали постепенно исчерпываться, что отразилось на ее понижательной динамике в мае-июне т.г.
Во II квартале 2019 г., под влиянием эффекта низкой базы ускорился рост цен на отдельные виды плодоовощной продукции, что оказало повышательное влияние на темпы годовой инфляции. Для сравнения, если во II квартале 2018 года цены на плодоовощную продукцию снизились на 18,7%, то во II квартале т.г. – на 8,1%.
Вместе с тем, инфляционные ожидания в целом демонстрировали понижающуюся динамику. Ожидания юридических лиц характеризовались более устойчивым трендом снижения, в то время, как у физических лиц в последние два месяца, после снижения в январе-апреле 2019 года, наблюдался восходящий тренд.
При проведении денежно-кредитной политики и формировании её условий Центральный банк будет исходить из задач по снижению уровня инфляции до однозначной цифры в 2021 году. При этом Центральный банк сохраняет базовую прогнозную траекторию инфляции, которая предполагает её значение на уровне 10-12% в 2020 году.
Дальнейшее снижение уровня инфляции обуславливает применение сдержанного подхода при осуществлении расходов из централизованных источников, в том числе для кредитования экономики. Другим важным фактором, способствующим снижению инфляции, будет качественная реализация структурных реформ, в.т.ч. создание здоровых конкурентных условий, принятие действенных мер по устранению фундаментальных барьеров, препятствующих улучшению инвестиционного климата, развитие инфраструктуры, своевременная реализация реформы госпредприятий, повышение эффективности проводимых налоговых реформ и др.
Макроэкономические условия в I полугодии 2019 года, в основном, формировались под воздействием благоприятной конъюнктуры на отдельные сырьевые экспортные товары и опережающих темпов роста совокупного спроса.
Темпы реального роста ВВП составили 5,8%. При этом, высокая активность наблюдалась в промышленном (6,9%) и строительном (20%) секторах, а также в сфере услуг (12,7%). Инвестиции в основной капитал выросли на 58,9%.
Текущие реалии экономики Узбекистана являются своеобразными. Накопившийся годами инвестиционный «голод» и отложенные социально-экономические расходы вкупе с либерализацией экономики прогенерировали дополнительный спрос на финансово-инвестиционные ресурсы. При этом, основными факторами, простимулировавшими его в I полугодии 2019 года, явились расширение объемов кредитных вложений в экономику и более высокие темпы роста государственных расходов по сравнению с первоначально запланированным объемом.
В анализируемом периоде отрицательное сальдо внешнеторгового баланса составило 2,8 млрд. долл. и до конца года ожидается его увеличение. Предполагается, что дефицит внешнеторгового баланса будет покрываться за счет чистых первичных и вторичных доходов счета текущих операций, а также финансового счета, и не создаст существенное давление на обменный курс сума.
Курс национальной валюты в первой половине 2019 года оставался относительно стабильным, благодаря умеренному предложению иностранной валюты, поддержанному за счет сохранения объемов экспортной выручки и роста трансграничных переводов, вследствие сложившихся благоприятных внешних условий. С начала года обменный курс сума обесценился на 2,7%.
Существенное увеличение совокупного спроса в экономике может способствовать небольшому ускорению темпов роста реального ВВП по итогам 2019 года, по сравнению с первоначальным прогнозом.
Денежно-кредитные условия. В зависимости от формирования уровня структурного профицита ликвидности в банковской системе процентные ставки на межбанковском рынке варьировались в диапазоне от 13,7 до 15,1%. За прошедший период июля месяца т.г. средневзвешенная процентная ставка межбанковского рынка повысилась до уровня 15,4%.
По итогам I полугодия, кредитные вложения коммерческих банков увеличились на 23,4% (на 38,6 трлн. сум), а годовые темпы их роста ускорились до 52,8%, превысив прогнозные показатели более чем в 2 раза. При этом, кредиты в национальной валюте с начала года выросли на 22% или 16,3 трлн. сум. (37,4% или 16,2 трлн. сум за соответствующий период 2018 года), а в годовом выражении – на 54,0%.
При текущем состоянии сегментированности кредитного рынка денежно-кредитные условия остаются неравнозначными для отдельных групп заёмщиков. Более жесткие условия ощущаются в сегменте коммерческого кредитования бизнес деятельности.
В течение анализируемого периода сохранялись положительные реальные процентные ставки по срочным депозитам. Срочные депозиты в национальной валюте населения и хозяйствующих субъектов выросли на 32,7%, а их доля в совокупном объеме в национальной валюте достигла 32% (за соответствующий период 2018 года — 21%).
В текущей ситуации наряду с денежно-кредитными условиями фактором, определяющим сравнительно высокий уровень процентных ставок по депозитам, является незаякоренность инфляционных ожиданий. Это, также предопределяет стоимость кредитных ресурсов и соответственно оказывает влияние на формирование и волатильность процентных ставок.
Прогнозы и основные риски. Несмотря на сохранение уровня инфляции в течение первого полугодия вблизи нижней границы прогнозного коридора, некоторые риски, предусмотренные в альтернативном сценарии основных направлений монетарной политики на 2019 год и в период 2020-2021 годов, все еще остаются.
В частности, такие факторы, как: поэтапная либерализация цен на энергоносители, отмена льгот по НДС, возможность пересмотра таможенных тарифов и пошлин, ускоренные темпы кредитования, незаякоренность инфляционных ожиданий и их относительно высокий уровень могут поспособствовать появлению дополнительного инфляционного давления в будущем.
Центральный банк, учитывая вероятность реализации вышеотмеченных проинфляционных рисков, сохраняет объявленный ранее прогноз инфляции на конец 2019 года без изменений на уровне 13,5-15,5%.
При этом, в течение III квартала 2019 года возможен небольшой рост годовой инфляции выше текущих показателей, вызванный предстоящим повышением тарифов на энергоресурсы, заработных плат и пенсий. Однако в IV квартале 2019 года эффект от повышения регулируемых цен на годовую инфляцию снизится, что будет способствовать ее возвращению к текущим значениям.