Reviews
Reviews

Лариса Левтеева - искусствовед, член НДП Узбекистана

Журнал SAN’AT (№1-09)

МАГИЯ В КАМНЕ

В январе 2009 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла персональная выставка скульптуры малых форм "Таинство камня" члена Творческого объединения АХ Уз Людвиги Петровны Нестерович.

Читать далее...

Людвига Нестерович родилась в Ассаке Андижанской области. Тогда это был небольшой провинциальный городок, где мирно текла тихая безмятежная жизнь, отзвуки которой нашли отражение в ее творчестве. Росла в семье художника-оформителя, к тому же много занимавшегося живописью, что наложило свой отпечаток на формирование взгляда Людвиги на окружающий ее мир.

Л. Нестерович окончила скульптурное отделение Республиканского художественного училища и Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (ныне – Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Еще в студенческие годы участвовала в выставках. Первая персональная выставка работ художницы состоялась в 1982 г.

Л. Нестерович – одна из ведущих мастеров малой пластики, которая работает с такими материалами, как глина, дерево. Последние 16 лет она работает с поделочными камнями. Первые ее работы сделаны из камней, подаренных друзьями. “Отдыхая с семьей в горах, в Бричмулле, – рассказывает Людвига, – тоже собирали и привозили домой камни, интересные по форме. Когда увидела один из таких камней впервые, – ощутила что-то волнительное, созвучное настроению, возникли ассоциации со знакомыми образами. Камень показался настолько красивым, поневоле стала вырисовываться композиция.

Обработка камня, ремесло хотя и интересное, но тяжелое. Мало кто отваживается с ним работать. Материал твердый, быстро работать не удается, в год можно сделать не более двух-трех работ. Фактура камня раскрывается при очистке и шлифовке. На первый взгляд, камень может быть внешне невзрачным, но когда его очистишь от корки, отшлифуешь, то увидишь всю фактуру, причудливый рисунок в виде многочисленных линий и пятен, и резец уже сам будет следовать его контурам. Рисунок рассчитывается так, чтобы не мешать, а помогать форме. Поэтому нужно не только угадать в камне композицию, а уметь еще добиваться максимума выразительности при минимуме работы, проявлять терпение, действовать осторожно, стараться “не навредить”, убрать только лишнее. А еще не расколоть, ведь камень имеет сложную структуру, и неправильный скол может ее нарушить, сделать камень не пригодным для будущей скульптуры”.

Из инструментов Л. Нестерович использует в основном шлифовальные камни, различные насадки. Любит работать с ониксом, разновидностью минерала агата в виде плотного скопления волокнистых или радиально-лучистых образований кварца. Оникс характеризуется многократным переслаиванием тонких, различно и контрастно окрашенных полос – темных и светлых, прямых или плавно изогнутых. Камни оникса по расцветке разные, что зависит от примесей. В зависимости от цвета они могут носить и разные названия, например, медовый оникс, мраморовидный оникс и др. При работе с ониксом художник изучает камень со всех сторон, угадывает, какой слой идет. Оникс издавна используется для поделок и ювелирных украшений. Кроме того, из него изготовляют и камеи, при этом темные слои используются для фона, а светлые – для изображения. Еще в эпоху античности оникс широко применялся в Средней Азии и странах Средиземноморья. Кроме того, Л. Нестерович работает с хризолитом, сердоликом, гранатом, черным кораллом, яшмой, халцедоном, лунным камнем, амазонитом, флюоритом, диопсином, аспидианом и другими камнями. Благодаря разнообразию окраски и способности хорошо полироваться эти камни с глубокой древности использовались для изготовления ритуальных предметов и украшений; известны халцедоновые и сердоликовые бусины эпохи неолита, резные цилиндрические печати (Вавилон), агатовые и сердоликовые вставки в золотых украшениях Древнего Египта.

Зачастую окраска и форма камней ассоциируется с животными. Поэтому художник много работает с их образами. Таковы ее работы “Ежик”, спешащий домой с яблочком на спинке; “Кошка” из медового оникса, свернувшаяся в сонной полудреме; “Индюк малый” и “Индюк большой” с пышными хвостами и крыльями; “Хомяк”, склонившийся над фасолиной; “Козел”; “Кабан” с головой, плотно прижатой к вытянутым вперед передним ножкам; любопытный “Енот”, “Рыбка”, с полупрозрачными скользкими чешуйками из темно-зеленого в полоску хризолита с длинным по всей спинке плавником и многие другие работы. У каждого из персонажей животного мира – свой характер, настроение, что делает работы Л. Нестерович особенно привлекательными, живыми.

Отдельные ее скульптурные образы носят фантазийный характер. Такова “Морская легенда” в виде коня с рыбьим хвостом. “Подсказка была в камне, – объясняет Людвига. – С одной стороны в камне виделась морда коня, с другой – рыбина. Срезано в этой скульптуре с камня совсем немного, просто подрезан объем”. В изящном игрушечном “Кораблике” сидят два рыбака, забросившие в море свои сети. Особенно интересны зеленые с прорисовкой амазонит и яшма в “Грезах”, вызывающих ассоциации с индийскими сказками в виде образа человеко-птицы с крыльями и лапками, в одной из которых зажато “сокровище” из обсидиана с инкрустацией цветка. Здесь соединилась работа скульптора и ювелира. Перекликается с ювелирным мастерством и подвеска из агата в клюве утащившей ее “Сороки”. Скульптура “Всадница” – обобщенная, несколько тяжеловатая, навеяна воспоминаниями, ведь именно таких, плотно сидящих на лошадях женщин в закрытой одежде, Людвига часто наблюдала в детстве в родном городе. Несколько работ художница посвятила женщинам Востока. Три из них уже закуплены в Англии, Корее и Германии. Полосатый оникс, из которого они выполнены, ассоциируется с национальными тканями. Очень красив “Странник”, в котором на общем фоне камня, напоминающего цветастый халат, художницей угаданы монохромные по цвету лицо и руки. Многим камням, как известно, приписывают энергетические качества. “Работая с камнями, – подтверждает Людвига, – заряжаешься особой энергией. Появляется желание сделать что-то еще. Приятно подержать их в руках, они нагреваются, чувствуешь их тепло”…

Л. Нестерович – постоянный участник международных выставок, в том числе проходивших в Китае, США, ФРГ, Чехии, России, Украине, Казахстане и других странах. Ее работы, выполненные в камне, глине, дереве, повсюду вызывают живой интерес и признание. Ряд из них находится в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, Андижанском историко-краеведческом музее, в частных коллекциях многих стран.

Работы Л. Нестерович созвучны настроениям наших современников, свидетельством чему служат восторженные отзывы посетителей выставки, потому что от всех авторских скульптурных форм исходят внутреннее тепло, красота и твердость, такие созвучные характеру самой художницы.

Источник: 

http://sanat2013.orexca.com/rus/archive/1-09/larisa_levteeva.shtml

 

Отзыв

Л.Х.Кодзаева,  искусствовед, заслуженный работник культуры Узбекистана, член творческого объединения при Академии художеств Узбекистана, зам. генерального директора Дирекции художественных выставок

Людвига Нестерович - мастер декоративной пластики и скульптуры малых форм. Десятки выставок, две большие персоналии, сотни работ в камне, керамике, искусственных материалах… С виду - милая миниатюрная женщина бальзаковского возраста, слишком женственная. «Слишком» - потому, что трудно сопоставить её образ и те огромные усилия, которые вложенные в каждую работу, созданную ее фантазией, ее руками…

Читать далее...

Совершим небольшой экскурс в историю малой пластики. От истоков, уходящих в глубокую древность – от вотивных, тотемических фигурок, зооморфных и антропоморфных лепных деталей на античной и средневековой керамике, от скульптурных групп, украшающих резные двери соборов, бронзовые канделябры, фарфоровую посуду императорских дворцов и прочее, т.е. от эпох античности, средневековья, Возрождения и всех последующих эпох перенесемся в век ХХ, в его последнюю треть – время, когда малая пластика, отделившись от декоративно-прикладного искусства, заняла самостоятельную позицию в искусстве ваяния. Время, когда скульптура малых форм прочно обосновалась в выставочных залах, привлекла внимание исследователей и молодых скульпторов поколения Людвиги Нестерович.

В чем же особенность малой пластики? Обратимся к классикам. Как отмечала Н.Бабурина – видный московский искусствовед того времени, «…Интерес к скульптуре малых форм глубоко мотивирован. Одна из причин ее стремительного и повсеместного развития – в демократической направленности, в том, что ее основное качество – повседневная обращенность к человеку – созвучно обостренному вниманию к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры.

Другая, – коренится в общей эстетизации окружающей нас среды. Для самих художников, наконец, она притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента».*

А.Б.Салтыков – выдающийся исследователь декоративно-прикладного искусства, писал, что у скульптуры малых форм свои особенности «отличающиеся в некотором отношении гораздо большей сложностью, чем обычная станковая скульптура. Так, в этой малой скульптуре соединяются психологичность и декоративность, искусство объема и цвета, небольшой размер и необходимость дать достаточное обобщение, зачастую монументального характера».**

Все эти определения в полной мере соответствуют творческим поискам Людвиги Нестерович.

Первые её работы в керамике и шамоте, пожалуй, не отличались особой оригинальностью, разве что лиричностью сюжетов и образов. Но с появлением небольших анималистических скульптур, Людвига заняла свою нишу в этом редком жанре станковой пластики. С середины ХХ века, после замечательных композиций Д.Милеева (ГМИ.Уз), в скульптуре Узбекистана не появлялись произведения анималистики, исполненные с таким изяществом. В них невозможно было не влюбиться. Прекрасно переданная пластика, характерные повадки каждого персонажа – будь то птица, лягушонок или енот, при этом выточенные из целого куска необычного камня, да еще, к тому же, искусно инкрустированного. Скульпторы, работающие в камне, могут оценить кропотливый, трудоемкий процесс его обработки. Стоит отметить и выбор материала, порой редкого, драгоценного – оникс, халцедон, бирюза, лазурит, яшма, мрамор…

Но, пожалуй, главное – необычная способность автора предвидеть будущий «сюжет», заложенный в каждом необработанном куске камня, знание тектоники, структуры и фактуры материала, владение сложным ремеслом его обработки – иногда ювелирной и, безусловно, присущее художнику чувство формы – лаконичной, отточенной, выразительной – а это уже дар свыше! Каждое творение Людвиги уникально, к нему невольно хочется прикоснуться, подержать в руках, ощутить безукоризненно обработанную поверхность камня, его прохладу или теплоту, мягкие очертания силуэта, насладиться цветовыми соотношениями. О таком визуальном, тактильном и интеллектуальном контакте мечтает каждый ваятель. И только в скульптуре малых форм возможен подобный диалог между автором и зрителем – ощущение, что работа сделана именно для вас. Не случайно многие произведения Л.Нестерович уходили сразу после выставок в частные коллекции Узбекистана и за рубеж, не успев зафиксироваться в фотоархиве автора.

К большой юбилейной выставке, состоявшейся в Центральном выставочном зале Академии художеств в 2013 году, Людвига Нестерович готовилась с тревогой и волнением: большой зал и малые формы – как все это будет воспринято? Прием был великолепен. Ретроспектива авторских произведений продемонстрировала широкий творческий диапазон скульптора. Композиции жанрового характера, в том числе анималистика, пополнились новым циклом работ в искусственных материалах: абстрактные рельефы и трехмерная пластика – ни следа фигуративности, четкая ритмика форм, усиленная цветовыми акцентами, продуманное взаимоотношение масс и просветов меж ними, сложная игра объемов и пространства – все это придает композициям Л.Нестерович динамику и экспрессию. Каждая из них, несмотря на небольшие размеры, монументальна по характеру и просится в современные интерьеры и парковые зоны города (как не помечтать!). Масса комплиментов от коллег и зрителей, золотая медаль Академии художеств… Казалось бы, статус автора утвержден. Но, готовясь к каждой следующей выставке, Людвигу вновь терзают сомнения: новые материалы, новые формы, какова будет реакция? Все последующие персоналии Людвиги Нестерович убеждают в несомненном мастерстве и оригинальном таланте скульптора. Циклы абстрактных композиций, как и композиций с элементами фигуративности, созданные в последнее десятилетие – новый этап в творчестве художника. Это не только изящные формы пластики, способные украсить интерьер, но и шаг в пространство городской среды, пока не оцененный заказчиками, но отмеченный скульпторами и архитекторами, не говоря о зрителях.

Сомнение – чувство, присущее многим творческим натурам, и Людвига Нестерович не исключение. Но трудолюбие, упорство, оптимистический настрой, требовательность и самоирония, а, главное, талант ведут скульптора к новым горизонтам.

(ноябрь 2018 г.)

________________________

* Н.Бабурина.Альбом «Скульптура малых форм».М.,Советский художник, 1981, с.2

**Салтыков А.Б. Избранные труды. М.,Советский художник,1962,с.100