Всемирный банк опубликовал новое издание «Экономическое обновление Узбекистана», в котором описывается экономическая ситуация в стране (2018 год — первый квартал 2019 года), а также среднесрочные перспективы развития.
Узбекистан проводит амбициозные рыночные экономические реформы. Начиная с сентября 2017 года правительство унифицировало обменный курс, либерализовало валютный рынок, инициировало либерализацию цен и торговли, и с января 2019 года существенно сократило налоговые ставки как для компаний, так и для физических лиц.
Страна устранила необходимость в въездных визах для продвижения туризма и бизнеса, и подтвердила свою приверженность вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Правительство расширило охват сети социальной защиты и существенно улучшило доступность статистических данных.
Экономический прогноз
Рост инвестиций и увеличение потребления способствовали росту реального ВВП с 4,5 процента в 2017 году до 5,1 процента в 2018 году, и далее до 5,3 процента в годовом исчислении в первом квартале 2019 года.
Прогнозируется, что в 2021 году рост ВВП вырастет до 6 процентов при поддержке рыночных реформ, направленных на устранение преград в развитии производства и либерализацию экономики.
12-месячная инфляция достигла пика в 20 процентов в начале 2018 года, а затем снизилась до 14,3 процента к декабрю, что привело к среднегодовому уровню в 17,5 процента к 2018 году. Инфляция потребительских цен снизилась до 13,7 процента в годовом исчислении к апрелю 2019 года.
Инфляционное давление, вероятно, сохранится в 2019–2020 годах по следующим причинам:
-продолжающаяся либерализация удерживаемых государством цен, в том числе на энергоносители и воду;
-увеличение кредитования для поддержки роста инвестиций через государственные банки;
-повышение заработной платы населения.
Для снижения инфляции потребуется ужесточение денежно-кредитной политики к 2021 году.
Импорт машин и оборудования для модернизации производства и импорт потребительских товаров для удовлетворения потребительского спроса в 2018 году, увеличили дефицит счета текущих операций. Дефицит, вероятно, уменьшится в среднесрочной перспективе, но останется большим.
Предполагается, что внешний дефицит будет финансироваться за счет увеличения донорской поддержки и постепенного увеличения притока прямых иностранных инвестиций.
В свою очередь, внешние буферы останутся комфортными в среднесрочной перспективе, при этом валютные резервы превышают 13 месяцев покрытия импорта.
Прогнозируется, что валовой внешний долг к 2020 году незначительно сократится примерно до 39 % ВВП.
Ожидается, что государственный бюджет, исключая политики кредитования, в среднесрочной перспективе изменится с профицита до небольшого дефицита, составляющего около 1 процента ВВП, после значительного снижения ставок акцизов, подоходного налога и налога на заработную плату, а также увеличения государственных расходов. расходы на инвестиции, пенсии и пособия для малоимущих.
Государственный долг, вероятно, увеличится примерно до 25 процентов ВВП в 2020 году. Ожидается, что устойчивый рост притока денежных переводов и устойчивый экономический рост будут способствовать скромному снижению уровня бедности. Особое внимание уделяется созданию рабочих мест.
Меры по либерализации экономики, введенные властями с 2017 года, помогают устранить важные обязательные ограничения для бизнеса, такие как отсутствие иностранной валюты, высокие импортные пошлины и повышенные налоговые ставки.
Однако правительству рекомендуется перестроить роль государства в экономике, одновременно устраняя остающиеся препятствия на пути развития частного сектора.
Меры по устранению этих ограничений включают: 1) расширение доступа к кредитам и улучшение инвестиционного климата; 2) полная реализация реформы налогового администрирования; 3) обеспечение прозрачности операций государственного бюджета — особенно в отношении неэффективных скрытых субсидий государственным предприятиям (ГП); 4) реформирование прав землепользования и прав собственности в секторах промышленности, услуг и сельского хозяйства; 5) реструктуризация монопольных государственных предприятий и усиление требований к корпоративному управлению и финансовой отчетности; и 6) предоставление государственной поддержки экспортной ориентации (включая сертификацию качества ISO, снижение экспортных рисков, диверсификацию и вступление в ВТО).
В перспективе модернизация инфраструктуры, в частности в секторах энергетики и транспорта, и улучшение доступа к качественному высшему образованию помогут укрепить экономический потенциал.